Возможности и недостатки маркировки сигарет: мнение табачных компаний РФ

Система цифровой маркировки табачной продукции может повысить эффективность российского табачного рынка, например — помочь в борьбе с незаконными поставками сигарет в РФ, считает большинство опрошенных агентством «Прайм» представителей отрасли. Однако есть и противоположное мнение: поскольку «серый» сегмент рынка не будет участвовать в маркировке сигарет, то и сократить его масштабы такая система не поможет.

В понедельник первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил, что власти РФ будут с нового года готовы запустить пилот системы электронной маркировки табачных изделий.

«При обсуждении пилотного проекта речь идет о современном цифровом решении для маркировки табачной продукции», — сообщил, в свою очередь, вице-президент по корпоративным вопросам аффилированных компаний Philip Morris International (PMI) в России Сергей Слипченко.

По его словам, наиболее оптимальной будет система, основанная на цифровых форматах кодировки, наносимых непосредственно на табачную продукцию в процессе ее производства.

«Данное решение позволит отслеживать движение продукции на уровне пачки по всей цепочке поставок, от производителя до конечного потребителя. При этом использование этой технологии не нарушит ритмичность производства в отрасли и не приведет к существенному увеличению конечной стоимости продукции для потребителя», — пояснил он.

Эффективный инструмент

Руководитель отдела «БАТ Россия» (российская структура табачной компании British American Tobacco, BAT) по противодействию нелегальной торговле табачными изделиями Максим Курганский отметил, что цель пилотного проекта по цифровой маркировке — разобраться, какие технические условия и средства нужны для внедрения такой системы.

«БАТ Россия» готова участвовать в таком проекте, поскольку внедрение системы маркировки и отслеживания продукции может сильно влиять на продуктивность и эффективность всей табачной отрасли«, — добавил собеседник агентства.

Систему цифровой маркировки табачной продукции, обеспечивающей контроль за ее оборотом, поддержали и в компании JTI.

«Наряду с гармонизацией акцизов, такая система станет эффективным инструментом в борьбе с незаконным перетоком сигарет из стран Евразийского экономического союза, улучшит налоговое администрирование и позволит легко определять подлинность продукции в любой точке рынка», — указал вице-президент JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям в России Сергей Киселев.

При этом, по словам представителя «БАТ Россия», важно, чтобы была разработана система, которая соответствует технологическому уровню современного производства и продаж, и чтобы она не привела к росту цен для потребителей.

Поможет ли маркировка в борьбе с контрафактом?

Менеджер по коммуникациям Imperial Tobacco Анна Коврыга допускает, что запуск системы маркировки может не достичь заявленных целей. «Cистема отслеживания и прослеживания табачной продукции ставит целью сокращение доли рынка нелегальной продукции и повышение собираемости акцизов. Законная и незаконная торговля — это две параллельные системы, пересекающиеся лишь в части точек сбыта потребителю», — отмечает она.

«В отношении законно произведенных товаров можно вводить какие угодно системы отслеживания и маркировки — и такие системы будут работать именно в отношении законных товаров, а незаконное производство как существовало в серой зоне, так и ней и останется», — продолжает представитель Imperial Tobacco.

По ее словам, производитель незаконной продукции, торговая цепочка для ее продвижения и потребитель контрафактных сигарет находятся вне официальной информационной системы отслеживания, поэтому введение такой системы неэффективно с точки зрения борьбы с контрафактом.

«С точки зрения собираемости акцизов такая система предоставляет государству дополнительной контроль, однако на сегодня собираемость акцизов с табачников составляет практически 100%. Для решения вышеупомянутых задач логичной представляется система отслеживания производственного табачного оборудования и гармонизация ставок акциза в рамках Таможенного союза», — заключает Коврыга.

В этом случае, добавила она, государство «сможет заняться профилактикой возможных правонарушений, а не борьбой с их последствиями». Поскольку, по мнению Imperial Tobacco, проект маркировки сфокусирован на решении несуществующих проблем, компания не имеет намерения в нем участвовать.

«Imperial Tobacco неоднократно заявляла, что считает гармонизацию акцизов в странах Таможенного союза, а также введение контроля на границах государств-членов ЕАЭС эффективной мерой для предотвращения распространения такой продукции и, как следствие, снижения доли рынка нелегальных сигарет в России», — указывает Коврыга.

В то же время, руководитель отдела «БАТ Россия» Курганский также обращает внимание на то, что для борьбы с нелегальным оборотом табака систему маркировки необходимо внедрять сразу во всех странах ЕАЭС. «Именно оттуда на российский рынок поступает около 60% нелегальных сигарет», — указывает он.

Источник: https://www.1prime.ru/consumer_markets/20170919/827917150.html


О КОМПАНИИ БИЗНЕС-ЭТИКА КАРЬЕРА