Сигаретам пошлют метку

«Табачные компании могут столкнуться с перебоями с поставками сигарет. Чтобы усилить контроль за оборотом табачных изделий, правительство рассматривает возможность использования технологии "Почты России", которая предполагает нанесение RFID-меток на каждую упаковку сигарет. Затраты на ее эксплуатацию могут стоить отрасли минимум 7 млрд руб. в год, что может привести к росту цен на сигареты.»

В распоряжении "Ъ" оказалось письмо ассоциации "Табакпром" и Совета по вопросам развития табачной промышленности, направленное в конце декабря вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Из него следует, что 30 ноября в Минкомсвязи прошло совещание, где обсуждалось внедрение системы учета оборота табачной продукции: он будет осуществляться на основе технологии ФГУП "Почта России" по отслеживанию почтовых отправлений. Система учета производства и оборота табачной продукции должна начать действовать в России с 1 января 2017 года.

В пресс-службе "Почты России" подтвердили, что ФГУП привлечен к проекту по разработке IT-решения для отслеживания перемещения, в том числе табачной продукции. Технология "Почты России" по отслеживанию почтовых отправлений предполагает, в частности, нанесение на товар RFID-меток (метки радиочастотной идентификации), информация с которых считывается сканером. Использовать такие метки в тестовом режиме для отслеживания входящих международных писем "Почта России" начала в 2014 году.

Предлагаемая "Почтой России" система избыточна и "несет в себе серьезные риски нарушения работы всего табачного рынка", написали господину Дворковичу представители отрасли. В числе таких рисков они называют перебои с поставками продукции, нарушение ритмичности поступлений акцизов в бюджет и дополнительную необоснованную нагрузку на бизнес. Пресс-секретарь Аркадия Дворковича Алия Самигуллина подтвердила, что в настоящее время письмо прорабатывается в аппарате вице-премьера.

Табачные компании сравнивают систему "Почты России" с ЕГАИС (Единой государственной автоматизированной информационной системой), действующей на алкогольном рынке. Ее введение в 2006 году на стадии производства привело к остановке заводов и отсутствию алкоголя на полках. "Опыт ЕГАИС показывает, что внедрение и эксплуатация такой системы дорогостоящий и трудоемкий процесс. Дополнительные расходы приводят к подорожанию легальной продукции",— отмечает директор по корпоративным отношениям "БАТ Россия" (Kent, Vogue) Александр Лютый.

Менеджер одной из табачных компаний, ссылаясь на информацию из ФГУПа, говорит, что метка для каждой пачки сигарет будет стоить около 5 руб. В 2014 году, по данным ФНС, объем российского табачного рынка составил 315 млрд сигарет. В этом году, согласно прогнозу Philip Morris International (PMI), он может сократиться на 7%, то есть до 293 млрд штук. "Если метка будет наноситься на блок, в котором десять пачек с двадцатью сигаретами в каждой, и отдельно на короба (в них 50 блоков), то затраты отрасли только на приобретение меток могут составить более 7 млрд руб. в год",— отмечает собеседник "Ъ". Техническая проблема использования системы "Почты России", по его словам, связана с тем, что у производителей установлено высокоскоростное оборудование, позволяющее выпускать более 15-20 тыс. сигарет в минуту, и технология ФГУПа может оказаться неспособна работать в таком режиме.

В Imperial Tobacco (Davidoff, R1) систему учета табачной продукции считают безосновательно затратной для федерального бюджета и направленной на решение несуществующей проблемы. В PMI, напротив, признают, что само по себе создание в России системы отслеживания движения табачной продукции необходимо. "Практика других стран показывает, что своевременная реализация подобных мер позволяет сдерживать рост контрабанды и контрафакта, обеспечивая устойчивые налоговые поступления в бюджет",— говорит представитель компании Сергей Слипченко. Альтернативой системе "Почты России", по мнению компании JTI (Winston, Sobranie), могла бы стать разработанная отраслью технология, позволяющая отправлять информацию в контролирующие органы о движении каждой пачки сигарет: "Мы готовы безвозмездно сотрудничать с государственными структурами в целях ее адаптации для российского рынка". В Минкомсвязи использовать разработки табачных компаний не согласны: в министерстве объяснили это задачами импортозамещения и информационной безопасности.

Олег Трутнев
«Коммерсант»


О КОМПАНИИ БИЗНЕС-ЭТИКА КАРЬЕРА