Производители сигарет не хотят внедрять систему «Почты России» для отслеживания своей продукции

«Внедрение системы маркировки табачной продукции для проверки ее подлинности на основе системы «Почты России» может нарушить работу табачного рынка, следует из письма ассоциации «Табакпром» и Совета по вопросам развития табачной промышленности, отправленного в конце декабря 2015 г. на имя вице-премьера Аркадия Дворковича (копия документа есть у «Ведомостей»). Подобные нововведения могут стать причиной перебоев в поставках легальной продукции на [российский] рынок, снизить собираемость табачных акцизов и создать дополнительную нагрузку на бизнес, пишут представители отраслевых объединений (в них входят почти все производители сигарет в России).»

Письмо получено, решения по нему нет – сейчас оно прорабатывается в аппарате правительства, заявил представитель Дворковича.

Необходимость учета производства табачных изделий, их перемещения через таможенную границу, систем маркировки табачных изделий прописана в законе «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Соответствующие пункты вступают в силу с 1 января 2017 г. В ноябре по поручению Дворковича в Минсвязи прошло совещание по внедрению системы на основе применяемой в «Почте России» системы отслеживания почтовых направлений, сказано в письме.

«Почта России» внедряет RFID-технологии с 2014 г. для входящей международной корреспонденции. Внедрением этой технологии «Почта России» занялась, чтобы повысить уровень исполнения нормативов, уменьшить потери и сократить объем «серой корреспонденции», пояснил представитель предприятия. Предполагается, что производители сигарет будут маркировать продукцию (RFID-метками, QR-кодами и проч.), а все участники цепочки доставки продукции до конечного потребителя смогут отслеживать происхождение и путь пачек, пояснил представитель «Почты России». Такую возможность, по его словам, получат как контролирующие структуры – налоговая и таможенная службы (ФНС и ФТС соответственно), так и непосредственно потребители.

При этом представитель «Почты России» подчеркивает: предприятие не будет внедрять систему – оно лишь разрабатывает IT-решения для отслеживания на основе своих «уникальных компетенций и многолетнего опыта». Речь идет помимо табака о мехах, ценных породах древесины и т. д., уточнил он.

Существующая система маркировки и налогового администрирования табачного рынка уже обеспечивает 100%-ную собираемость акцизов при доле нелегальной торговли на рынке не более 2%, возражают авторы письма. Почему Дворкович поручил проработать вопрос контрафакта на рынке табака, его представитель не ответил.

Как показывает опыт применения ЕГАИС, внедрение и эксплуатация такой системы – дорогостоящий и трудоемкий процесс, а дополнительные расходы приводят к подорожанию легальной продукции, напоминает директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александр Лютый. В зависимости от сложности, типа и других характеристик RFID-метка может стоит 5–12 руб., подсчитал представитель «Микрона» Алексей Дианов (по данным «Почты России», сейчас RFID-метка стоит 4,5 руб., а при массовом производстве ее цену можно снизить в 1,5 раза). Цены на ручные сканеры варьируются в диапазоне $200–500, на промышленные – $1000–1500, добавляет Дианов.

C задачей контроля движения табачной продукции справятся собственные системы маркировки, разработанные крупнейшими мировыми производителями, уверен представитель JTI. В 2013 г. четверка крупнейших международных табачных компаний – BAT, JTI, Philip Morris и Imperial Tobacco – создали Ассоциацию цифрового кодирования и отслеживания, которая предложила для ликвидации незаконной торговли использовать технологию Codentify. Она обеспечивает доступ таможенным службам к необходимой информации с мобильного телефона. Попытка навязать другие технологии, работоспособность и эффективность которых не ясна, приведет к сбоям в производстве и поставках табачной продукции на рынок и, как следствие, очевидным негативным социальным и налоговым последствиям, полагает он.

Законом предписан информационный обмен только между профильными органами власти без дополнительных требований к производителям, а в ведении Минфина теперь находятся не только ФНС, но и ФТС, т. е. вся необходимая информация уже «в руках» одного ведомства, говорит директор департамента по юридическим вопросам и связям с общественностью «Империал тобакко продажа и маркетинг» (входит Imperial Tobacco) Андрей Рогов. По его словам, в непростой экономической ситуации инициатива по отвлечению бюджетных средств на решение несуществующей проблемы выглядит неоправданной.

Ведомости Полина Гриценко, Мария Кунле
«Ведомости»


О КОМПАНИИ БИЗНЕС-ЭТИКА КАРЬЕРА