Чиновники предложили запретить продажу табака в торговых сетях

Отнести розничную торговлю табаком к исключительной монополии малого торгового бизнеса, в том числе киосков и павильонов печати, и запретить реализацию табака в торговых сетях – такие идеи содержатся в национальном плане восстановления экономики. Ответственными исполнителями в документе указаны Минсельхоз и Минпромторг. Позиция Минэкономразвития: идея требует дополнительной проработки, сказано в документе. «Ведомости» ознакомились с его копией. Его подлинность подтвердили два федеральных чиновника: документ обсуждался в среду в правительстве.

Представители Минсельхоза, Минпромторга на запросы не ответили; «Ведомости» направили запрос в Минэкономразвития.

Табачная отрасль в России регулируется федеральным законом «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Среди основных понятий, используемых в законе, пояснений термину «табак» нет, но дано разъяснение термина «потребление табака» – это курение табака, сосание, жевание, нюханье табачных изделий.

Законодательно под табаком обычно понимают все, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции, поясняет представитель одной из компаний-производителей: табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный, а также табачные изделия – сигары, сигареты, сигариллы и папиросы.

Нельзя исключать сетевых ритейлеров из продаж табачной продукции, говорит руководитель «БАТ Россия» по связям с госорганами Олег Барвин: необходимо тщательно прорабатывать подобные инициативы совместно с представителями легального бизнеса. Непредсказуемые изменения в регулировании каналов сбыта не должны привести к перебоям с поставками, чем моментально воспользуются недобросовестные предприниматели, отмечает он.

Необходимость поддержки малого и среднего бизнеса в период выхода из ситуации с коронавирусом понятна, добавляет представитель «Магнита». «Но данная мера требует более детальной проработки во избежание резких изменений и негативных последствий для других участников рынка, – предупредил он. – Мы выступаем за равные возможности для всех участников рынка».

Вывод табака из крупных торговых сетей снизит качество контроля оборота табачной продукции: крупные сети, как правило, не допускают к продаже нелегальный товар, предупреждает Илона Миртова, директор по корпоративным и юридическим вопросам «Империал Тобакко» в России и Центральной Азии. Кроме того, по ее словам, именно в крупных торговых сетях в наибольшей мере реализовано внедрение цифровой маркировки – это инструмент дополнительного контроля «серой» продукции.

«Насколько мы понимаем, эта инициатива была в рабочей версии документа и пока не вошла в финальные предложения», – уточняет сотрудник одной из крупных компаний – участников оборота табачной продукции.

В ноябре 2019 г. аналитическое агентство Nielsen по заказу крупнейших табачных компаний провело исследование рынка нелегальных сигарет и подсчитало, что доля контрабанды и контрафакта в России – 15,6%, в 2018 г. агентство оценивало ее в 8,4%.

Представители JTI в России и «Филип Моррис сэйлз энд маркетинг» от комментариев отказались. Представитель крупнейшего ритейлера в России – X5 Retail Group – не стал комментировать вопросы, так как не знаком с инициативой.

Источник


О КОМПАНИИ БИЗНЕС-ЭТИКА КАРЬЕРА